Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СПАСИТЕЛЬ  ИИСУС ХРИСТОС

 

  Спаситель наш Иисус Христос был первым Художником в христианском мире

и оставил нам  авторский снимок или свой Автопортрет. Первое свидетельство воли Божьей

в необходимости икон стало  изображение  Его Сына. Чудесная печать, запечатление нетленного лика Царя Царей, чудотворение несущее, мир исцеляющее, спасающее человечество,  учение в образе и подобии. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ.

  Эдесса ,принявшая  христианство, имела тот первый облик. Царь Авгарь, дороживший святыней, но и желавший всеобщего блага для народов мира – приклеил ткань с чудесным  изображением  на доску и поместил над  городскими вратами. Но во времена гонений и последовавшего вслед за этим язычества, Спас Нерукотворный был замурован от истребления и возможных кощунных действий. В 545 году во время осады города,  местному епископу было откровение о месте нахождения святыни. Так жители Эдессы были спасены заступничеством   Сына Божьего, явленного им во святом  изображении Его лика. Надо ли говорить каким веским  и непререкаемым аргументом  «за» в спорах о необходимости иметь, писать, украшать и поклоняться иконам, послужил именно этот Лик.

 

   Далее я дам некоторую информацию о тех иконах Спасителя,  с иконографией которых мне приходилось иметь дело в качестве иконописца. 

  

                                      СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

 

         Этот образ одна  из любимых и ранних  икон  православной Руси.

         Имеет две иконографии: СПАС на УБРУСЕ»  и  «СПАС на ЧРЕПИИ».

 

     СПАС на УБРУСЕ – это изображении лика Спасителя на полотенце белого цвета,  верхние углы которого по сторонам завязаны узлами, которые придерживают  два ангела. Необходимое и постоянное изображение Христа – это крещатый нимб вокруг его главы.

Золотой нимб – корона света – фаворский свет –причастие миру вечности и нетления. А крест внутри нимба с тремя греческими буквами и Альфой и Омегой в переводе означает «Я есмь сущий» и само крестное страдание Бога.

 

      СПАС на ЧРЕПИИ – список с Эдесского надвратного образа. Как правило имеет более суровое изображении Лика Спаса Судии – Спаса Второго Пришествия.

 

                             СПАС НА ПРЕСТОЛЕ

 

   Реалистическая школа  на Руси в иконописи закрепилась в 19 веке.

Такие мастера, как Васнецов и Нестеров, расписавшие многие храмы, в том числе и храм монастыря в Новом Афоне, внесли большой вклад и разнообразие в иконописные решения

святых образов и евангельских событий.

 

Иконописная традиция выработала каноническое одеяние Христа. Как правило – это красный хитон  и синий гиматий. Хитон – одежда иудеев. Царский  праздничный хитон был красного цвета. В случае со Спасителем – красный цвет  многозначен: это искупительная жертва Сына, это одежда второго Адама, омывшего своей праведной кровью грехи первого и всего человечества; красный – пурпур – цвет царского достоинства.Синий цвет гиматия – плаща, окружающего сидящую или стоящую фигуру Христа – означает присутствие и причастие миру божественных сил.
Клав на рукаве хитона  в Древней Греции был отличительным знаком аристократов –
Патрициев, знаком кастового превосходства и могущества, родословной.
      У Спасителя клав указывает на его царское происхождение от рода царя Давида. Таким образом Иисус Христос явился в этот мир по пророческим обетованиям как ветвь славного божественными деяниями и дивными песнопениями еврейского и всеми любимого царя Давида, - это во-первых,  знак для тех, кто особо почитает родовитую кровь. А во-вторых – это чудесное и непорочное зачатие Слова Истины – Сына Вездесущего.
      В руках у Спаса на Престоле – держава – шар земной – вселенная видимая и невидимая.
Или могут быть другие символы: святое Евангелие – книга Жизни или царский жезл.
       Престол на иконе являет и подчеркивает царское достоинство,  божественную власть.
Тема: Пастырь Добрый – руководитель вселенной.

 

                          НЕ РЫДАЙ МЕНЕ МАТИ

День Памяти Великая Пятница на Страстной седмице.

На Руси первые  изображения датируются 14 – 17 веками и это были иконы в Московском Кремле.

 

                   

 

                            СПАС СМОЛЕНСКИЙ

            Праздник СПАСА, КРЕСТА И ПОСТА 14 августа.

Спас Смоленский – государственный символ России. Икона 16 века.

Ее историческое место – над въездными вратами в Кремле на Спасской башне.

Первое изображение возникло на Севере Руси – этому свидетельствуют два коленопреклоненных святых –св.Варлаам  Хутынский и св. Александр Свирский.

Позже со спасителем стали изображать св. Никона и св.Сергия Радонежского.

 

 

 

                                  РАСПЯТИЕ

 

                           

      Цикл стихов Александры Невской из книги «ПЕРО СЕРАФИМА»

 

                               «НА СТРАСТНОЙ»

 

Молитва долгая. Смиренная обитель.

Далеких помыслов итог –

Голгофы ощутить порог,

Войти свидетелем единственных событий.

Услышать стон и тот бескрайний вздох –

Уста которого сам Бог.

Приблизиться страданию сокрытий.

Обнять все: ветер, небо, зной

И спутанные локоны Господни,

Который день и час сегодня?

Как и всегда: с Тобой, с Тобой!

 

Жара. И взоры мутные. И крест подъят.

А голос, этот редкий голос,

Как будто пробудился в поле колос,

Мари краткое: распят.

 

 

«Пришел Иосиф из Аримафеи,

Знаменитый член совета…

Он, купив плащаницу, и сняв

Его, обвил плащаницею

И положил Его во гробе, который был высечен

 в скале…»

Мрк.43, 46

 

Я здесь. О, Боже! Душно мне,

Воды, какая темень суд Пилата!

Как театрален Каиафа, все.  И их восторг во мне

Рождает жажду мщения… Расплата…

Плата,

О да, плата!

 

О Господи! Дай сил.

Святая ноша, ссадины должно быть и занозы…

Я вижу кровь – о, сотника угрозы,

Я слышал, как он дерзко голосил

И пил,

О да, пил…

 

Несу, мой Бог, я пелены Тебе.

Как сын Давидов будешь захоронен.

Прости, мой Бог, разлуку нашу мне,

Я здесь. Ты видишь. И уже спокоен!

О да,

Спокоен…

 

хххххххх

 

Я тишины такой представить и не мог.

Объятий сна глагол не разомкнет.

Как лоб Божественный росой кровавой взмок.

И как смогу я этих глаз закрыть полет?

 

Мне тела Твоего принять ли наготу?

В нем отрешенно вечность шаг стремит

Потоком музыки. Но ноту лишь одну

Мой слух возьмет и память сохранит.

 

Коснусь еще, коснусь прохлады уст,

Прильну к плечу и льну Твоих волос,

Мой краткий сон, Господь мой, Златоуст,

Как отойду я от Тебя, Христос?...

 

хххххххххх

 

«Были тут и женщины, которые

Смотрели издали; между ними

Была и Мария Магдалина…»

 

Баю-бай, мой Господь,

Баю-бай,

Как любила я брови смолистые

Твоего, о, Израиль, царя!

Целовала их солнечным лучиком,

Закрывались грехи мои ключиком.

Ключик тот подарил мне, о небо, жених!

Он не спит, но ушел.

Он как город затих…

 

Вода как соль и

Соль как боль,

Маслин аромат,

Ночью спят

Олеандры как белые звезды глядят.

Ночь спустилась до пят…

 

хххххххххх

 

«На том месте, где Он распят, был сад,

И в саду, гроб новый, в котором

еще никто не был положен:

там положили Иисуса…»

Иоанн. 40, 41

 

Вода как соль

И соль как боль…

В глазах – по озеру стынет, и ибис кричит,

И лодка с веслом молчаливым,

И рыба неслышно о днище стучит…

Я глаз его стынь поцелуем зажгу

Молитвы,

Которой учил Он…

 

Ночь спустилась до пят.

Звезды, звезды молчат!

Золотым молоточком

По виску все стучат и стучат:

Одиночка,

Одиночка я!

Накинь, Мати, плат,

Ночь спустилась до пят

Молоточками,

Одиночка,

Одиночка я…

 

СПб., 2000г.

 

 

 

 

 

Первый образ в христианстве известен  всем – это Спас Нерукотворный, который запечатлел Сын и Богочеловек Иисус сам,  приложив к поданной  ему ткани свое лицо.

Второй – это образ Спасителя человечества, которые запечатлели нам его погребальные пелены – плащаница. Два образа – два чуда. Они естественным путем способствовали возникновению третье го «изобразительного» чуда, положившего традицию свидетельства  в красках той истины,  что случилась  в возлюбленном Богом месте – святой земле. Это Иконы Богородицы, написанные  талантливым человеком своего времени – врачом, литератором, художником – св. апостолом и евангелистом Лукой.  Так промысел  домостроительства в его тайной и конечной цели Богоподобия человечества вошел в мир во всей полноте. И если человек лишенный слуха увидит хотя бы раз изображенный Лик Христа и Присно девы  Марии, то в его жизни эти три чуда оживут и будут совершать  свою тихую красоту. Возвышенно. Благородно.

Первые иконы апостола Луки,  память о которых сохранило нам время и устное предание –

это три иконы Богородицы : Одигитрия, Елеуса и Знамение.

 

Вот описание икон Божьей Матери, которые я исполняла, иногда неоднократно.

 

 

ОДИГИТРИЯ

 

Одигитрия – Путеводительница – это одно общее название для целого сонма иконографических изводов возникших и возникающих в христианском мире на протяжении всей его истории. Есть небольшие вариации в изображении сидящего или стоящего младенца Иисуса , а также в одеяниях самой Богородицы, но Дева Мария – всегда то неотъемлемое пространство в котором он пребывает.

Иконы Божьей Матери сами являлись  верующим в разных местах  земли, что  часто служило основанием  для возведения храмов и монастырей. Они и названы так потому: Смоленская, Иверская, Владимирская, Тихвинская, Казанская, Афонская, Кипрская , Свенская и другие почитаемые иконы.

Кипрская икона Божьей Матери, написанная мной много лет назад. Она была напечатана в альбоме «Современная икона» 2003 года в Санкт-Петербурге. Очень скромно. Но именно с ней произошло  чудо Спасения  моего мужа-иконописца.

Это было весной, накануне 8 марта. Мы возвращались из одной христианской общины, где у меня купили икону «Спас Смоленский с предстоящими». Взял священник из Италии, из города Верона. Муж нес описываемую икону Богородицы. Тут его заинтересовало объявление, приклеенное к водосточной трубе старого шестиэтажного дома. Он подошел поближе, чтобы прочесть и тут с крыши  этого дома срывается громадных размеров сосуля и несется на мужа. Все это занимает доли секунды! Мы ее видим, но отойти не успеваем и она, по касательной к мужу в районе сердца, скользя, проходит, задевая его куртку, и раскалывается у наших  ног! Мы облегченно перевели дух.  А он сказал: «Это меня Богородица спасла! Я ее нес!»

Вот такая история, семейное чудо.

Перед этой иконой – Одигитрией Смоленской или Кипрской – молятся , когда задумывают какое либо начинание в работе, в важных далеких поездках, в избрании мужа и жены.

Путеводительница! Это серьезно.

 

БОГОРОДИЦА СЕМИСТРЕЛЬНАЯ

Злые языки, враги – поможет Владычица отвратить  стрелы напрасные,  утишит боль, вразумит обе стороны, угасит раздор в сердцах воюющих,  поможет восстановлению мира в душе молящегося, в семье, между друзьями, коллегами.

 

 

БОГОРОДИЦА НА ПРЕСТОЛЕ

 

Женщины, находящиеся у власти, начальствующие женщины, или женщины стоящие на пороге этого поста,  просят помощи в нелегкой должности руководителя, мудрое сердце

и чувство справедливых  решений.

 

 

ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖЬЯ МАТЕРЬ

 

Ее молитвы особенно  сильны , когда молятся обиженные «недолюбленные» в семье  дети, подростки, юные девушки, парни,  робкие несмелые служащие, подчиненные , когда им необходимо понимание в лице начальства, руководства, чтобы оно было  милостиво и не гневалось по  пустякам. Помогает «растопить» сердце собственное,  любимого,  родителя или же ребенка, начальствующего…

Помогает в желании  стать матерью (зачать, забеременеть), благополучно выносить и родить долгожданного ребенка.

 

КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ.

 

Сильная защита в семье от козней сил поднебесных.

Заступница искателей Правды, оклеветанных напрасно. Помогает воинам и военнообязанным, также  во время отбывания воинской службы. Придает храбрости, мужественности, силы, доблести, верности. Подает чудесное спасение верующим.

 

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

 

Праздник – Пятница на Светлой Седмице.

Икона написана в 6 веке для построенного храма в честь Источника Живоносного, широко известного своими целительными чудесами. Лев Маркелл построил этот храм, став императором, что было ему предречено заранее семь лет назад у этого источника, находящегося в роще Пресвятой Богородицы близ Константинополя.

Помогает узнать Промысел Божий, судьбу задуманного.

Сила целительства многообразна: при болезнях глаз, суставов, органов. Помогает выявить духовные причины болезни и устранить последствия чудесным образом.

 

 

ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

День празднования 18 июня.

Икона названа так в память молитв к ней  князя Игоря, насильно постриженного в схиму в Киевский Федоровский монастырь и через год убитый там ворвавшейся к нему чернью.

Киев. 1147 год.

Помогает людям, чьи профессии связаны с историей и искусством: страны, мировой культуры, мировых религий, христианскими памятниками литературы, живописи,  музыки, архитектуры – искусства в целом и всем, что с этим кругом связано.

 

ТИХВИНСКАЯ БОЖЬЯ МАТЕРЬ.

Велико заступничество Божьей Матери в делах любви, мира, веры